Организующая функция дизайна

Организующая функция дизайна

Организующая функция дизайна

В настоящее время насчитывается, по крайней мере, десять функций дизайна.

1. Гуманизирующая функция. Продукты дизайна способствуют преодолению отчуждения и разорванности человеческого бытия в процессе создания гармоничной вещной среды. Каждый человек обладает собственной системой ценностей, дизайн с одной стороны позволяет поддерживать и развивать ее, с другой - он помогает сгладить противоречия между человеком и обществом в целом. Вещная среда, образуемая дизайном - это гармоничный результат, который вбирает в себя все ценности человечества и связывает их в единую социальную среду. Дизайнерская форма может с высокой эффективностью вовлекать человека и общество как в проявления социального добра, так и в проявления социального зла, в проявления деструктивного аспекта человеческой деятельности.

В качестве примера можно привести современные архитектурные постройки жилых и офисных помещений. Простоту и заурядность форм сменяет полифункциональность, инновационные дизайн-решения и вмещаемость помещения. Архитекторы стоят перед сложной задачей: сотворить необычный, удобный дом, который будет:

· пользоваться спросом

· не испортит, а улучшит городской облик и безболезненно впишется в его культуру

· не будет занимать больших земляных пространств

· будет соответствовать мировым тенденциям

· будет инновационным и одновременно полифункциональным.

Другим примером может стать промышленное производство. Сейчас перед промышленными предприятиями России стоит острая проблема разработки не только качественного продукта, но и внешне привлекательного, который не будет вызывать неприязни со стороны потенциальных потребителей. Конкретный пример - инкубатор производства УОМЗ. Медицинское приборостроение на предприятии берет свое начало в середине 90-х годов. Первые инкубаторы выполняли свои функции, однако уступали зарубежным производителям во внешнем виде. Этот факт мешал уральскому производителю выйти с данными приборами на мировой рынок, обеспечивая спрос за счет сниженной цены. Сейчас большое внимание уделяется разработке внешнего облика инкубатора, который бы гармонично сочетался с функциональным предназначением прибора.

Таким образом, дизайн способствует сближению вещной среды и человека, общества в целом.

2. Организующая функция дизайна. Дизайн упорядочивает пространство. Он помогает управлять чувствами, вниманием, эмоциями людей. Он акцентирует внимание на определенных предметах, позволяет воспринимать пространство как целостную систему. Создавая вещи и системы вещей, дизайн организует предметный мир и пространство, а также поведение людей, последовательность эмоций и чувств, испытываемых ими. Особое значение данная функция дизайна имеет в организации пространства выставочных залов, торговых центров, супермаркетов, в офисных помещениях, курортных зонах.

Таким образом, дизайн позволяет управлять вниманием и координировать поступки потребителей того или иного продукта дизайна Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург,2009.

3. Рационализующая функция дизайна. В своих продуктах дизайн стремится органично сочетать выразительность и целесообразность. Основоположник теории дизайна Г. Земпер говорил о «целесообразности» дизайна в смысле знания цели, для которой предназначена вещь, ее сущности. "Порфир и гранит можно резать как масло и полировать как воск, каучук и гуттаперчу можно вулканизировать и использовать для производства обманчивых имитаций дерева, металла или камня, слоновую кость можно размягчать и прессовать в формах. По своим качествам искусственные материалы намного превосходят естественные... Изобилие средств - первая серьезная опасность, с которой приходится бороться искусству. Фактически это парадокс (нет излишка средств, скорее есть недостаток способности совладать с ними), однако он правильно описывает абсурдность создавшейся ситуации". Его идеи постепенно стали составной частью немецкой теории культуры XIX в., в основном благодаря публикации его главного теоретического труда "Стиль в промышленных и конструктивных видах искусства, или практическая эстетика".

Последовательное проведение принципов рациональности приводит к появлению выверенных форм, выражающих не только сущность, но и способ «рождения» вещи, порой тоже становящийся более рациональным благодаря участию дизайнера в технологическом процессе. Но рациональность, как правило, способствующая улучшению функциональных качеств вещи, не усиливает ее выразительности, к которой тоже тяготеет человек. В число осознаваемых целей, закладываемых в вещь и несомых ею, должен входить учет эмоционального и психосоматического воздействия вещи на человека. Рационализирующая функция находит референс в предметах интерьера их сочетании между собой, в оформлении витрин магазинов и т.д. Здесь как никогда важно почувствовать меру и из всего многообразия возможностей выделить наиболее необходимые и выразительные.

4. Созидательная функция дизайна. Дизайн постоянно стремится найти новые ниши в казалось бы переполненном пространстве. Зачастую эти ниши являются прообразами давно забытых вещей и замыслов. Дизайнер проектирует, планирует то, что еще отсутствует. Он реализует замысел, создавая нечто новое, расширяя пространство культуры. Одновременно происходит самосозидание, помогающее определить человеку себя и свое место в мире. Специфика творчества в дизайне заключается в том, что принципиально новые формы в культуре чрезвычайно редки, прообразы большинства форм уже существуют. Новое часто оказывается хорошо забытым либо известным старым. Но и с его помощью происходит преодоление сложившихся стереотипов в отношении человека к самому себе, навыках, движениях, манере держаться, поведении в целом. Вещи, созданные дизайнером, создают не только новую вещественность, но и новую человечность. Данную функцию легко представить на примере дизайна одежды. Модельеры систематически обращаются к элементам истории и культуры и находят в них новые решения, которые позволяют им создавать уникальные коллекции.

5. Утопическая функция дизайна. В современном мире человек стремится уйти от реальности в новые миры, переместиться на другие планеты, вернуться в прошлое или заглянуть в будущее.

Прогнозируя вероятные тенденции развития человека и его предметного мира, дизайнер способен воплотить прогноз в вещь. Любая гипотеза требует своего предметного воплощения для того, чтобы быть всесторонне воспринятой и оцененной. Бутафория фильмов, элементы рекламы, футуристические интерьеры создают образ мира, который возможен и достижим, если будет соответствовать мечтам и чаяниям современников и потомков.

Утопизм в дизайне зарождается в модернизме. Это обращение к преобразованию мира, к исследованию возможностей машинного века по усовершенствованию условий современной жизни. Этот проект должен был быть реализован с помощью архитектуры и дизайна, которые по своему статусу были приравнены к высокому искусству: фигура изобретателя поднималась до статуса творца и вместе с тем его взгляд должен был обратиться к повседневности. Однако если принять во внимание, что дизайн имеет дело с реальными объектами и утопия - это проектирование воображаемого, то утверждение становится проблематичным. Вообще: может ли дизайн быть утопическим? Как замечает архитектурный критик Манфредо Тафури: "Промышленный дизайн, метод организации производства скорее, чем метод конфигурирования объектов, покончил с остатками утопии, присущими художественному авангарду. Идеология больше не накладывалась на художественные действия - последние стали предельно конкретны, т.к. были связаны с реальным циклом производства, - но стала внутренней частью этих самых действий".

Утопическая функция дизайна материализуется в реальном мире в коллекциях одежды, в оформлении выставок и офисных помещениях, экспозициях для съемок кинофильмов и т.д.

6. Экологическая функция. Увеличение промышленных зон, расширение транспортных артерий и прокладка новых дорог, выделение земли частным владельцам и садовым кооперативам под строительство коттеджей приводит к безжалостному разрушению участков дикой природы. Расширение строительства, требующее всё большее количество дешёвой древесины, в условиях сложной законодательной и экономической ситуации приводит к бесконтрольному уничтожению лесных насаждений. Вырубки лесозащитных полос вдоль железных дорог, лесные пожары, и др. не способствуют оздоровлению экологической обстановки в регионе. "Зелёные лёгкие" не справляются с потоком загрязнённого воздуха гигантского города. Город и мегаполис погружаются в черноту смога и инфекции. Вещь не только существует, но рано или поздно должна исчезнуть.

В ней могут быть учтены обстоятельства и механизмы утилизации, «возвращения» к природно-вещественному состоянию. В отличие от объектов инженерной деятельности, функционирующих как самодостаточные, продукты дизайна ответственны за гармоничное отношение человека с природой. Кроме того, экология включает в себя сохранение человека, не только как телесного, но и как духовного существа. В сложившейся ситуации социальная роль ландшафтных предприятий - предотвращение последствий разрушительной деятельности человека - становится весьма значимой. Появление зелёных аллей, парков и скверов в городе, зелёных садов частных усадеб повлечет за собой восстановление многих экологических факторов, благотворно влияющих на жизнь и здоровье человека.

В последние годы широкое развитие частного строительства, стремление к облагораживанию - озеленению и благоустройству - частных, вновь освоенных территорий, территорий офисов и фирм, реализация комплексных программ города, направленных на улучшение экологической ситуации, создало реальные предпосылки к появлению на рынке услуг множества фирм, стремящихся заполнить образовавшуюся нишу спроса на посадочный растительный материал и услуги, связанные с озеленением. Незаметно для себя люди делают полезнейшее для общества дело - восстанавливают экологическое равновесие и спасают природу от полного исчезновения. Восстановление почвенного баланса, формирование биотопов в создаваемых биогеоценозах, оптимальное сочетание окультуренных и естественных ландшафтов при создании декоративно- парковых структур ландшафтов усадеб позволит восполнить систему биологического разнообразия экологически значимых видов растений и животных и создаст условия для удовлетворения нравственно - эстетических запросов человека.

7. Эстетическая функция дизайна. Для отдельно человека восприятие продуктов дизайна непосредственно связано с эстетическим удовлетворением. Вещь прекрасна, вещь безобразна. Дизайн сознательно творит красоту. Смысл дизайна - стать уникальным, мощным и эффективным возбудителем эстетической и облагороженной активности общества, возвышать личность, делать её полной самоуважения и достоинства, открывать перед ней пути совершенствования себя и окружающего социального и природного мира.

Установка на создание эстетической привлекательности до возникновения дизайна была прерогативой исключительно искусства, но при этом утилитарное приходит к диалектическому единству с эстетическим. Это происходит благодаря формированию собственной концепции, программы, мировоззренческой позиции. Эстетическая функция дизайна непременная в любом предмете дизайна, именно с ее помощью удается достичь гармоничного сочетания пользы и привлекательности. Модная линия, форма, способ отделки приобретают значение, определяющее выбор из группы однородных по утилитарным характеристикам и комфортности продуктов.

Потребительская идеология выражается не в накоплении аналогичных по полезности вещей, а в их замене. Товаром становится потребительская ценность, а не утилитарная полезность. Дополнительную ценность приобретают символические качества организации предвыборных кампаний, фирменный стиль корпорации, визуальные качества оборудования.

8. Сигнификативная функция. Функция вещи, которая связана с означиванием, называнием реальности, активизирующим процесс обживания-освоения человеком своего предметного окружения. Давая название проекту, дизайнер как бы маркирует вещь. Красочность названия не столь важна, как точность и емкость, которые могут быть адекватно восприняты адресатом. Имя может выступать концентрированной формой представления концепции вещи. С другой стороны, форма вещи, различные ее качества непосредственно или опосредованно обозначают пользователя, соотносят с различными разрядами потребителей, создают своеобразные культурные ниши мужских и женских, мирных и военных и т.п. вещей. Источников для имен имеется всего два:

· слова актуальной лексики конкретного языка

· создание искусственного слова (в том числе использование аббревиатур или заимствование из иностранных языков).

При любом пути генерации имени бренда полученные слова проходят первичный отбор по лингвистическим, содержательным и юридическим критериям.

9. Социализирующая функция. Механизм социализирующего воздействия вещи на человека с наибольшей полнотой, на наш взгляд, раскрывает теория опредмечивания, разработанная К. Марксом. Создавая что-либо, человек материализует свои сущностные силы. Когда другой человек пользуется вещью, то воспроизводит возможные движения, формы поведения и т.д. Пользуясь вещами, каждое следующее поколение усваивает весь предметный опыт, накопленный культурой до него. Дизайн делает процесс менее обезличенным и более выразительным за счет осознанного «закладывания» индивидуализированных навыков, потребностей и качеств, следовательно, интенсифицирует его. При этом дизайнер ответственен за то, как поведет себя человек в сформированной им вещной среде. Таким образом, с одной стороны сам закладывает модели поведения людей, основываясь на истории, традициях и культуре общества, с другой стороны дизайн осуществляет контроль за поведением людей относительно окружающего его пространства Плахов В.Д., Плахова А.В. Философия дизайна. - СПб.: СПГУТД, 1996..

10. Идеологическая функция. Идеологическая функция вырастает из возможности вещи воплощать различные идейно-теоретические установки. Когда для заказчика на первое место выходят социально-политические, идеологические, рыночные мотивы, дизайнер оказывается проводником их в жизнь, что ставит перед ним ряд этических вопросов. Государство и его идеология, мифология, способ производства воздействуют на людские массы, формуя их, стратифицируя, выстраивая. Но столь бросающиеся в глаза характеристики регламентируются и вводятся именно обезличенными творцами «социального дизайна».

Изучение особенностей формирования взаимосвязей дизайна и человека может стать ключом к пониманию самых разнообразных социальных процессов, функции дизайна в обществе и развития современного общества в целом.


Организующая функция дизайна

Организующая функция дизайна

Организующая функция дизайна

Организующая функция дизайна

Организующая функция дизайна

Организующая функция дизайна