Объект и предмет исследования в дизайне

Объект и предмет исследования в дизайне



Объект и предмет исследования в дизайне

Объект и предмет исследования в дизайне

Предмет исследования - казахский национальный костюм как творческий источник современного дизайна одежды.

Целью данного исследования является выявление особенностей художественной структуры, элементов, форм, декора, символики и образов казахского национального костюма и характеристика их применения в современной практике дизайна одежды.

Для раскрытия темы необходимо решить следующие задачи:

- Определить мировоззренческие и духовно-эстетические основания казахского национального костюма.

- Обозначить основные исторические этапы формирования казахского национального костюма, выявить черты региональной общности одежды народов центральноазиатского региона, выделить характерные отличия казахского национального костюма.

- Провести историко-искусствоведческий анализ художественно-композиционной структуры казахского национального костюма.

- Раскрыть семантику художественно-композиционной структуры казахского национального костюма.

- Определить основные концепции современного дизайна одежды и динамику его развития.

- Раскрыть проблему развития образной концепции в контексте современного дизайна одежды.

- Провести искусствоведческий анализ творчества современных дизайнеров одежды с позиций использования стилистических особенностей казахского национального костюма.

- Проследить тенденции использования художественных традиций казахского костюма в современной практике дизайна одежды.

Степень изученности темы определяется наличием исследований, затрагивающих те или иные аспекты интересующей нас проблемы. Источники нашего исследования следует разделить на три основные группы.

1. Работы историко-этнографического характера, посвященные изучению комплекса казахского национального костюма, его генезиса и эволюции.

Одно из первых описаний казахского костюма встречается в сочинении Сейфи Челеби, написанном в 1582 году. Ценные данные, касающиеся одежды народов Центральной Азии, содержатся в произведениях Плано Карпини и Гильома Рубрука. Однако вплоть до конца XVIII века попытки провести научный анализ одежды казахов (равно как и других народностей центральноазиатского региона) не предпринимались. Начало XIX в. ознаменовалось принципиально новым подходом к изучению национального костюма, именно в этот период были написаны работы, которые можно с полным основанием считать этнографическими. Казахское прикладное искусство, костюм, головные уборы обстоятельно характеризуют в своих трудах Г.Н. Потанин, И.Г. Георги, А.И. Левшин, Ч.Ч. Валиханов, В. Бартольд. Эти первые принципиально значимые исследования, в то же время, носят описательный характер: они дают характеристику видов, форм, кроя, особенностей декора, изготовления традиционного костюма, но практически не раскрывают его семантику.

В ходе постепенного совершенствования методологии исследований расширяется спектр знаний, затрагиваются вопросы символики и генезиса различных элементов одежды. Углубленные исследования истории и культуры народов центральноазиатского региона проводились С.М. Ахинжановым, Л.Н. Гумилевым, С.И. Руденко. Во второй половине XX века историки, этнографы пытаются проследить эволюционный процесс становления, динамику развития и закрепление основных вариантов форм, видов одежды, кроя в глобальном контексте эволюции центральноазиатского костюма, выявить взаимодействие и преемственность в формировании комплекса одежды этносов, населяющих данный регион.

Задействование археологами и этнографами прогрессивного метода ретроспективных реконструкций позволило расширить временной диапазон исследований. Уникальные реконструкции средневекового костюма Центральной Азии и Казахстана выполнены М.В. Гореликом, комплекс воинских доспехов детально воссоздан Л.А. Бобровым, Ю.С. Худяковым.

В трудах казахстанских ученых А. Маргулана, У. Джанибекова одежда изучена в комплексном варианте. Также детальное исследование комплекса казахского национального костюма проведено И.В. Захаровой, Р.Д. Ходжаевой. Семантику казахского национального костюма рассматривает в своей монографии Н.Ж. Шаханова, символическое значение отдельных элементов структуры казахского национального костюма раскрыто и в работе Б.А. Ибраева. Комплекс украшений казахского национального костюма досконально изучен Ш.Ж. Тохтабаевой: проведен анализ художественной структуры, технологии, выявлена символика орнаментально-декоративных составляющих и материалов. В других работах этого автора раскрыты семантические особенности казахского национального костюма, выявлена знаковая функция его отдельных элементов. В трудах К.Т. Ибраевой, М.Ш. Омирбековой с большой полнотой изучена орнаментика казахского декоративно-прикладного искусства в целом (и костюма в частности).

Значительное количество исследований по традиционному костюму народов Центральной Азии проведено с использованием сравнительно-этнографической методики, согласно которой костюм рассматривается как важный источник изучения проблем этногенеза. Видное место среди работ по данной тематике занимают труды О.В. Сухаревой, Ф.М. Пармона. Отдельные теоретические аспекты проблемы исследования костюма народов Центральной Азии рассмотрены в трудах Г.П. Васильевой, ЕА. Писарчика, М.Л. Бережновой и Ю. Смирновой, Т.Д. Равдоникас, М.В. Сазоновой, З.А. Широковой. Сравнительный анализ видов кроя проведен Н.П. Лобачевой, которая рассматривает генезис форм плечевой, поясной одежды и головных уборов как результат межэтнических социокультурных взаимодействий в центральноазиатском регионе.

Таким образом, костюм как предмет бытового назначения и как объект сохранения и передачи социокультурных традиций был тщательно изучен в XX веке. Но следует отметить, что в достаточной степени не раскрыта проблема генезиса и становления основных форм казахского национального костюма. Существует общая классификация характерных костюмов-образов, однако отсутствуют работы аналитического характера, в которых были бы выявлены особенности художественно-композиционной структуры казахского национального костюма.

2. Труды, в которых рассматриваются общетеоретические вопросы проектирования костюма и дизайна одежды.

Данная проблема хорошо изучена. Ряд серьезных исследований посвящен изучению методологии современного дизайна одежды в контексте современной культурно-исторической ситуации, выявлению его тенденций, определению принципиальных различий между моделированием и дизайном одежды. Наиболее глобальным исследованием дизайна как целой сферы художественного проектирования являются труды советского теоретика дизайна В.Л. Глазычева, в которых процесс разработки теории дизайна упрощается и конкретизируется в соответствии с тремя основными критериями: функция, конструкция, форма.

Следует отметить, что в XX веке костюм рассматривается не только как предмет материальной культуры, но и как объект, вовлеченный в систему социальных, производственных отношений; исследуются его семантика, образно-ассоциативное и эстетическое воздействие на потребителя. К общетеоретическим исследованиям в области семиотики как науки, изучающей знаковую систему, следует отнести труды Р. Барта и Ю. Лотмана, в значительной степени повлиявшие на методологию данной работы.

Начиная с 1970-х годов изучение теоретических аспектов художественного проектирования костюма проводилось с позиций системно-структурной методологии, которая обеспечивает разработку новых средств построения моделей объекта, среды и ситуации, что отражает специфику костюма как явления на нескольких уровнях изучения данной проблемы. Доминирующим направлением являлось теоретическое и экспериментальное изучение морфологии одежды, выделение и исследование структурных признаков формы, влияющих на последующее преобразование костюма. Г.И. Петушковой разработана эволюционная теория симметрии костюма (ЭТСК), касающаяся выявления законов организации формы и механизмов ее исторических смен. Вопросами проектирования костюма (в том числе и на основе этнического материала) занимались Г.С. Горина, Е.В Ильичева, Л.Б. Рытвинская, З.Н. Тимашева, а в последние годы - Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова.

Знаковую систему костюма и его функции одним из первых исследовал П.Г. Богатырев. Научные труды Т.В. Козловой, З.В. Доде, Р.А. Степучева, Н.М. Калашниковой посвящены семиотике костюма, который рассматривается как «знаковая система» и «вид коммуникации»; с учетом этого по-новому формулируются основные принципы проектирования. Психологические аспекты дизайна одежды и особенности процесса формирования модных тенденций раскрыты в работе М.И. Килошенко. Новейшие разработки, в частности, исследования Т.С. Бастрыкиной, предлагают использовать метод системного анализа для исследования эволюции формы в дизайне костюма.

Существующий уровень изученности темы, широкий методологический арсенал позволяют в данном исследовании использовать ряд уже отработанных методик, проводить сравнения в широком контексте.

3. Работы, в которых предпринимается попытка структурирования казахского национального костюма по отдельным признакам, разработка информационной базы его элементов и осмысление проблемы практического использования стилистических особенностей традиционного костюма в современной практике дизайна одежды.

Впервые о перспективности использования этнических традиций в процессе проектирования современной одежды заговорила Н.П. Ламанова в 1920-е годы. Тем не менее, в течение долгого времени эта идея не находила теоретического подкрепления. Лишь 1970-е годы профессором Ф.М. Пармоном был разработан метод системного анализа народного костюма (на примере русского), который мы используем в данном исследовании.

Впервые применение национальных традиций казахского костюма в процессе дизайна современной одежды было теоретически обосновано Э.А. Рассохиной. Однако данная работа, написанная более тридцати лет назад, по большей части утратила свою актуальность в связи с коренными изменениями в методологии проектирования.

Структурный анализ казахского национального костюма является одной из перспективных тем исследовательской работы. В этом направлении проводила исследования Э.К. Тогузбаева в тесном сотрудничестве с Ф.М. Пармоном. Л.К. Шильдебаева рассматривает вопросы использования традиционного казахского костюма в современной практике дизайна одежды с учетом специфики кроя и технологии. Проблема обоснования требований, предъявляемых к проектированию одежды на основе казахского национального костюма, раскрыта в работе М.А. Нуржасаровой. Жиенбекова А.А. исследовала казахский национальный костюм в общецивилизационном культурном аспекте.

Существенный вклад в изучение отдельных аспектов проблемы проектирования современной одежды на основе казахского национального костюма внесла С.Ж. Асанова. Б.Е. Асановой в соавторстве разработан ряд учебных пособий, касающихся методики проектирования одежды на основе этнического материала и особенностей изготовления образцов традиционного костюма с использованием современных технологий производства.

Следует подчеркнуть, что данные авторы рассматривают проблему использования традиций казахского национального костюма главным образом в контексте конструирования и технологии, а не художественного проектирования, и практически не уделяют внимания развитию образной концепции в дизайне одежды.

Также не существует ни одного аналитического исследования творчества современных дизайнеров одежды. Не предпринимались попытки классификации элементов и особенностей национального костюма, используемых в ходе художественного проектирования. До сих пор не выявлены тенденции и не определено общее направление развития отечественного дизайна. Искусствоведческий анализ в данном направлении насущно необходим для формирования теоретической и методологической базы и определения путей практического применения богатейших традиций казахского национального костюма в современной практике дизайна одежды.

Источниками исследования являются музейные экспонаты, изобразительно-иллюстративный материал, труды ученых-этнографов, записки путешественников, архивные материалы и данные археологических исследований. Ситуация несколько осложняется малым количеством иллюстративного, этнографического материала и образцов казахского национального костюма периода XVI - начала XIX века.

Отдельную группу источников составляют иллюстрации этнографического характера, начиная с рисунков, опубликованных в работах П.С. Палласа, И.Г. Георги, А.И. Левшина, Рошенберга, до картин и зарисовок художников Барбиша, А. Орловского, А. Чередеева, М. Фёдорова, Т.Г. Шевченко, В.В. Верещагина, Н.Н. Каразина, Джузеппе Кастильоне (также известного как Лян Шинин), Ш. Юхна и других. Особую ценность представляют зарисовки Ч. Валиханова, этнографические альбомы художников В.Н. Плотникова и П.М. Кошарова. Следует отметить два иностранных издания с оригинальными рисунками с натуры - английского акварелиста Т.В. Аткинсона и швейцарского путешественника Анри Мозера. Значительное количество ценного иллюстративного материала представлено в альбомах европейских и российских путешественников, художников С.М. Дудина, П.И. Лерха, О.П. Орлова, Р. Карутца. Также использованы натурные зарисовки из альбома А. Галымбаевой: несмотря на то, что им по большей части соответствуют сохранившиеся музейные экспонаты, для нас имеет принципиальное значение их изображение в комплектном варианте.

Мы располагаем значительным количеством источников, касающихся казахского костюма конца XIX - первой половины XX века. Этнографические экспедиции 1955-1980-х годов охватили практически все области Казахстана. Полевые материалы хорошо представляют одежду 1940-70-х годов, данные опросов позволили исследователям углубить сведения, но не далее, как до начала XX века. Отдельные уникальные экземпляры казахской национальной одежды были собраны шестью экспедициями 1957 года и систематизированы академиком А.Х. Маргуланом. Ценные сведения были получены в результате полевых исследований И.В. Захаровой и Р.Д. Ходжаевой.

В Казахстане наиболее полная коллекция экспонатов находится в ЦГМК и ГМИИ им. А. Кастеева (Алматы). Также широко представлены образцы одежды и головных уборов в областных музеях Казахстана - Шымкентском, Актюбинском и др. За рубежом значительное число экспонатов находится в российском ГМВ (Государственном музее Востока), РЭМ (Российском этнографическом музее) и в Музее антропологии и этнографии АН РФ. Из областных музеев наиболее крупными коллекциями располагают Омский областной краеведческий музей, экспонаты которого собирались с 1880-х годов.

Кроме того, источниками искусствоведческого и сравнительного (при сопоставлении с историческими источниками) анализа послужили оригиналы и фотографии моделей, видеозаписи fashion-показов коллекций казахстанских дизайнеров 1990-2010 годов. В частности, это коллекции Домов моды «Сымбат», «Макпал», «Ерке Нур», «Kuralai», «Dilbar», авторские работы М. Жумагалиева, С. Баймухамедовой, Д. Разумихиной, А. Девятко, А. Кауменовой, Ж. Мирзажановой, С. Сохоревой и других дизайнеров.

X

Объект и предмет исследования в дизайне

Объект и предмет исследования в дизайне

Объект и предмет исследования в дизайне

Объект и предмет исследования в дизайне

Объект и предмет исследования в дизайне

Объект и предмет исследования в дизайне