Сегодня: Понедельник, 29 мая 2017 г.
 

Фото из альбома

Партнеры

Колонка редактора

Творчество

  • 09.04.2016
    Татьяна Белова:

    Лихие девяностые

     Лихие девяностые Лукаво слово «демократия»… Народ в пучине лет и дней Хранит традиции, понятия,...
  • 17.02.2016
    Песнь глухаря

    Песнь глухаря

     Новая выставка в художественной галерее     - Я так переживал, боялся, что никто не придет, - сказа...
  • 03.02.2016
    Встреча с Мариной Берсеневой

    Встреча с Мариной Берсеневой

    В январе встреча в клубе с одноименным названием «Встреча», что в центральной библиотеке, была посвящена тво...
  • 13.01.2016
    Отдохновение и свежий воздух

    Отдохновение и свежий воздух

         В Вологде, с которой много лет дружит наша художественная галерея, немало ярких художников, тво...
  • 14.07.2013
    Мир её душиТатьяна Белова:

    Мир её души

    В июне в художественной галерее прошла выставка рельефных картин даниловского художника Тамары Беляковой и ее учеников &...

Погода

Parse error in downloaded data

Шедевры Василия Косякова


15.11.2012 Раздел: Топ  |  Просмотров: 3460  |  новости по разделам


Шедевры Василия Косякова
 Шедевры Василия Косякова

И растаял лед

    Автором проекта Казанского собора на Горушке является архитектор, гражданский инженер Василий Антонович Косяков (1862-1921) - художник, педагог, директор Института гражданских инженеров с 1905 по 1921 г.г. (сейчас это СПбГАСУ - Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет), строитель соборов в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Петергофе, Лиепае, Астрахани.

    21 июня 2008 года в Санкт-Петербурге в Воскресенском Новодевичьем монастыре состоялось торжественное открытие и освящение памятника архитектору Косякову. Монумент был воздвигнут рядом со зданием храма во имя Казанской иконы Божией Матери, одного из его творений. Установка памятника приурочена к 100-летию со дня закладки храма. Памятник оформлен в виде гранитной стелы с мемориальным текстом. На торжественной церемонии открытия закладного камня с речью выступил почетный ректор СПбГАСУ, профессор, доктор экономических наук Ю.П. Панибратов, отметивший, что, глядя на этот храм, понимаешь - Василий Антонович был гением, творившим с любовью к народу и стране. Действительно, среди талантливых архитекторов этого периода В. А. Косяков отличался разносторонней одаренностью, широкой эрудицией и необычайной энергией.                                                                                                  

   Строение храмов занимало особое место в деятельности архитектора. Он проектировал в византийском и псевдорусском стиле, и развил тип однокупольного византийского храма с четырьмя апсидами (конхами). В Санкт-Петербурге по проектам Косякова сооружено около двадцати объектов, среди которых церкви, доходные дома, дома призрения, здание Благородного собрания, храм Богоявления в порту на Гутуевском острове, комплекс подворья Киево-Печерской лавры, Священный Синод и многие другие. Главное его творение - собор Николая Чудотворца в Кронштадте (Морской собор). Василий Антонович активно участвовал в конкурсах по архитектуре, проектировал и возводил различные здания и сооружения в Воронежской, Ярославской губерниях, в ряде городов России и за рубежом. В честь Василия Косякова назван теплоход, курсирующий между посёлком Рабочеостровск и Соловецкими островами.

    В 1905 году Василий Косяков стал первым избранным ректором Института гражданских инженеров. Средства на сооружения памятника в его честь были пожертвованы сотрудниками и студентами СПбГАСУ. Часть денег была выделена из бюджета университета. Архитектор, скончавшийся в 1921 году, был похоронен у стен монастыря, однако могила его была утрачена, а надгробие погибло. По словам профессора СПбГАСУ Валентины Прокофьевой, возглавившей инициативную группу по созданию памятника, главной целью проделанной работы было восстановить утраченный мемориал.

    Можно выделить несколько основных архитектурных шедевров Василия Антоновича, воплощенных в камне, среди которых и наш Казанский собор на Горушке. Бесконечно интересно сравнивать между собой эти здания, замечать интересные элементы декора, поражаться потрясающей гармонией архитектурных композиций. Достаточно долгое время это захватывающее занятие омрачалось состоянием памятников. В основном Косяков занимался храмовым и церковным зодчеством, и советское время нанесло им жестокий урон. Сейчас многие храмы восстанавливаются и ремонтируются. Практически все творения Василия Антоновича, имеющие огромную культурную ценность, также постепенно возрождаются. И уже есть на что посмотреть и чем полюбоваться.

    А начнем мы наше знакомство с шедеврами Косякова с Храма Успения Пресвятой Богородицы подворья Киево-Печерской лавры в Петербурге. Долгое время одно из основных украшений набережной Невы было укутано в строительные леса. Лишь недавно, в 2005 году был открыт для обозрения восстановленный главный купол церкви. Потрясающая красота! Мы имеем теперь возможность увидеть, как примерно должен был выглядеть центральный купол нашего Казанского собора в соответствии с проектом.

    Участок на углу набережной Лейтенанта Шмидта и 15-й линии Васильевского острова с 1718 года принадлежал подворью Киево-Печерской лавры. В 1894 году состоялся архитектурный конкурс на строительство здесь нового комплекса церковных зданий. По его итогам был принят проект Василия Косякова и Бронислава Правдзика. Этот проект предусмотрел сооружение нового храма, которому придавалось значение архитектурной доминанты набережной Невы.

    15 августа 1895 года состоялась торжественная закладка церкви Успения Пресвятой Богородицы. В процессе строительства (осенью 1896 года) Косяковым было принято решение выполнить перекрещивающиеся арки не из кирпича, а единым пролётом из монолитного бетона. Таким образом работа была ускорена на целый сезон. Внутри здания было создано подкупольное пространство без опор на 2000 человек. Впервые в Санкт-Петербурге при строительстве церкви гладкие части куполов были облицованы листами алюминия. Облицовочный кирпич (14 сортов, в том числе желтый митавский) поставлялся рижским заводом М. В. Нестерова. Цоколь храма облицован серым гранитом, верхняя часть - радомским песчаником (отделочный камень из Польши).

    Новаторство автора проявилось в применении пересекающихся арок пролетом в 21 метр для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Такая же конструкция была использована и при строительстве храма в Данилове. Роспись интерьеров храма в 1902-1903 гг. исполнили московские мастера Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Ф. А. Соколова. Предполагается, что в создании эскизов настенной росписи участвовал Виктор Михайлович Васнецов. Московская ювелирно-ремесленная фирма ярославских купцов Оловянишниковых изготовила печи из красной меди со сквозной резьбой; мастерская Фролова - наружные мозаики. Храм славился иконами старинного письма, переданными из Киево-Печерской лавры.

    Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором сусального золота. Кокошники фасадов декорированы яркими цветными изразцами и майоликой. Стройный пятиглавый храм, высоко поднявшийся над соседними домами, играет важную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

    В январе 1935 года подворье Киево-Печёрской лавры было закрыто, монахи арестованы. Храм был закрыт и передан Ленвоенпорту под склад. В 1956 году в храме установили холодильное оборудование и устроили первый в Ленинграде каток с искусственным льдом. Именно с этим событием связан расцвет ленинградской школы фигурного катания. Все фрески на стенах сначала побелили, а затем закрасили масляной краской. Один из монахов вспоминает, что когда случалось еще в миру смотреть передачи о наших прославленных фигуристах, видел, как машины, заливающие лед, утыкаются в какие-то колонны... "Откуда на тренировочном катке колонны, зачем?"

    Храм вновь был передан Русской Православной церкви в 1991 году. Ныне здесь располагается подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни. Восстановление здания потребовало огромных затрат. В конце 1993 года в церкви возобновились богослужения, еще через три года начались работы по восстановлению наружного облика здания и реставрация интерьеров. В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 г. завершилось восстановление иконостаса. В настоящее время художники-реставраторы под руководством Ярослава Штыренберга по сохранившимся кусочкам живописи, используя сложные технологии, скрупулезно восстанавливают фрески.

    4 апреля 2009 года Патриарх Кирилл посетил подворье Оптиной пустыни. По словам Его Святейшества, этот храм также имеет для него особое значение - здесь пела на левом клиросе его мать, в этом храме она встретилась со своим будущем супругом Михаилом Гундяевым. Накануне свадьбы отец был арестован только по одной причине: он пел в храме подворья, будучи студентом и занимая инженерную должность на военном заводе. И поэтому свадьба была отложена. Отец освободился из заключения накануне 1937 года, и в самый страшный год гонений родители смогли пожениться. 

 

Русский храм в сердце Латвии

 

В далеком Цусимском  проливе,

Вдали от родимой земли,

На дне океана глубоком

Забытые есть корабли.

 

Там русские спят адмиралы,

И дремлют матросы вокруг,

У них прорастают кораллы

Меж пальцев раскинутых рук.

                       Народная песня.

 

   Латвия. Приморский город-порт Лиепая, где Петр I впервые увидел открытое Балтийское море, сто лет назад назывался Либава, и являлся военно-морской базой Российского флота на Балтийском море, основанной еще Александром III в 1893 году. Государь собственноручно заложил на обширной стройке первый символический камень, тем самым торжественно объявив начало работ по строительству военного форта - морской крепости на Балтике, позднее получившего название Военного городка. Это название сохранилось и до наших дней.

    Здесь в одном из районов Лиепаи под названием Кароста, где и располагается военный городок моряков, в 1903 году, уже при царе Николае II, всего за два года был построен могучий собор в честь св. Николая, покровителя моряков, по проекту архитектора Василия Антоновича Косякова. Собор этот самый близкий по схожести с Казанским собором на Горушке, и, в отличие от нашего храма, был до конца выстроен и отделан, и гораздо лучше сохранился до наших дней. Вот примерно так должен был выглядеть и наш Казанский.

     Последний русский император Николай II неоднократно бывал в Либаве, воплощая задуманное отцом. 4 июня 1901 года государь в очередной раз приехал в город, в этот раз на торжественную закладку памятного камня. Царя сопровождали члены августейшего семейства, а также вельможи из Санкт-Петербурга и местная знать. Николай II, взяв в руки серебряный мастерок, положил раствор и собственноручно закрепил камень, символизирующий начало работ по строительству Свято-Никольского собора. В нишу под царский камень поместили рескрипт о строительстве, российский триколор, расшитый золотом царский штандарт, а также золотые монеты 1901 года чеканки и памятную серебряную плитку. А потом, чтобы скрыть помещенные в основание храма сокровища, кладку стены немедленно продолжили.

     Освящение возведенного православного храма состоялось уже в 1903 году. На торжественном богослужении снова присутствовал сам император. Имя Морскому собору дали в честь покровителя моряков Святителя Николая Чудотворца. Есть знаменитые документальные кадры, когда император Николай II и императрица Александра Федоровна спускаются по ступеням собора. Эти съемки относятся к моменту освящения собора и навсегда запечатлели и его основателей, и сам великолепный храм.

   Проект и непосредственное руководство строительством осуществил сам Василий Антонович Косяков. Строительство обошлось примерно в 500 тыс. рублей, главными спонсорами стали император Николай II и Российское  военное ведомство с солидной помощью и народных пожертвований.

   Собор стоит на высоком бетонном основании, одетом гранитом и песчаником. Стены выложены из красного кирпича и облицованы жёлтым фигурным кирпичом из Елгавы, переплетающимся затейливыми узорами. В отличие от недостроенного Горушенского собора, все четыре фронтона Никольского храма украшены надписями из Священного Писания на церковно - славянском языке и иконами из золотой мозаики, выполненными в мастерских Санкт-Петербурга. Розетки стен заполнены майоликой, изготовленной также петербургскими мастерами.

   Внутри собор поражает объемом, заполненным светом. Здесь Косяков снова применяет свое ноу-хау - четыре бетонные дугообразные перекрещивающиеся арки, удерживающие свод с куполом и центральный барабан. Такое архитектурное решение позволяет значительно увеличить внутреннее пространство и обеспечивает возможность наблюдать богослужение, находясь в любой точке храма. Общая планировка храма отличается от Казанского собора на Горушке в основном лишь тем, что над входом в собор добавлена могучая колокольня, и таким образом у Никольского храма шесть куполов. Поскольку отдельная колокольня у Даниловского Казанского монастыря уже была (над Святыми воротами - входом в монастырь), для строительства Казанского собора на Горушке был выбран похожий проект Косякова попроще, без колокольни над входом.

 Храм имел великолепное внутреннее убранство: иконы в золоченных киотах, три двухъярусных иконостаса. На солею, огражденную коваными решетками, ведут три мраморные лестницы. С перекрестий арок свисали четыре бронзовые паникадила, над мраморным престолом центрального алтаря находилась золоченая сень уникальной работы.

    2 (15) октября 1904 г. в Свято-Никольском Морском соборе отстояли последнее богослужение в храме на родной земле моряки эскадры адмирала Рожественского, уходившей в далекий Тихоокеанский поход на Русско-Японскую войну. Многим из них вскоре было суждено погибнуть в Цусимском сражении. В июле 2008 года побывал в Лиепае на праздновании Дня ВМФ, возрожденном Лиепайской русской общиной, посол России в Латвии Александр Вешняков, где принял участие в открытии памятного знака героям Цусимы в Военном городке: "Память о героях священна… Трудно переоценить инициативу лиепайчан по увековечению этой трагической страницы военно-морской истории России, связанной с Лиепаей. Времена меняются, как меняется настроение людей и латвийской власти, давшей добро на открытие памятника. Еще лет пять-десять назад с этим могли возникнуть проблемы. Правда истории доходит до людей".

    Дальнейшая судьба Морского собора стала отражением судеб людей, государств. Первые испытания на его долю выпали уже в мае 1915 года, германские войска прорвали фронт в районе Либавы и оккупировали город. Иконы и другие ценности собора были спешно эвакуированы на восток. Оставшееся разорили солдаты немецкой оккупационной армии, устроившие в храме аптечный склад для прифронтовых частей.

    В 30-е годы, в годы Первой Республики, храм приспособили для нужд лютеранского прихода Лиепайского гарнизона. Изредка проводились службы. А вскоре грянула новая война и снова оккупация. Во время Второй Мировой войны на колокольне был устроен наблюдательный пункт ПВО немецких войск.

   Пожилой латыш, алтарный служитель, рассказывает: "Мне было семь лет, когда в город вошли немцы, и я отлично помню, что в храме они сделали склад, где хранили консервы - полки уходили до самых окон - бойниц под куполами. А потом они устроили здесь пункт ПВО и сняли все бронзовые колокола. Бои здесь шли чудовищные: Курляндский котел, последние жестокие бои немцев…

    Когда же пришли советские войска, в клубе был устроен матросский клуб, мраморный пол заменили деревянным настилом, а в алтарной части поставили ринг. Здесь проходили боксерские поединки. По вечерам тут же устраивались танцы или показывали кино - при этом киноаппарат стоял на хорах, а в алтаре находился экран. А уникальные фрески замазали корабельной краской - настолько прочной, что держится до сих пор. Роскошную золотую мозаику, созданную когда-то петербургскими мастерами, приказали снять. А Богородицу на фронтоне собора замазали смолой. Но пригрело солнышко, смола потекла, и икона чудесным образом обновилась. Тогда было решено закрыть лик досками, и до сих пор видно, что в голове иконы и ногах пробили дыры, в которые загнали гвозди, чтобы намертво прибить щиты. Говорят, что каждый, кто сбивал камнем одно из фасадных украшений или лик у фрески, получал за меткость увольнительную."

    После войны Лиепайский Военный городок Кароста был объявлен закрытой секретной территорией, и стал военно-морской базой флота. Многое из того, что напоминало об истинном назначении собора, было уничтожено или переделано. Для устранения чудной акустики, которая мешала проведению боксерских поединков (акустика храма мешала рефери считать удары!) и общественных мероприятий, пространство под куполом собора забетонировали. С собора сняли кресты, разбили великолепные майоликовые плитки на стенах, стрельчатые окна с витражами заложили кирпичом. В последние советские годы собор использовался под дискотеку и комиссионный магазин.

   К концу 80-х годов, возникло и окрепло движение за возвращение собора Православной Церкви. Восстановление Морского собора началось в 1991 году. В сентябре после длительного сопротивления военные оставили храм, передав ключи верующим. Для скорейшего возобновления богослужений был выполнен косметический ремонт в южном приделе, подготовлено всё самое необходимое. И, по благословению епископа Рижского и Латвийского Александра, 6 января 1992 года было совершено малое освящение храма, а 7 января (Рождество Христово) служилась первая Божественная Литургия. С этого дня богослужения в храме стали совершаться регулярно.

    Вокруг православного храма установлена красивая кованая железная ограда, постепенно восстанавливаются витражи и настенные росписи. С 2001 года работает в соборе бригада реставраторов из Санкт-Петербурга. Иконостас в соборе новый, собранный из икон, подаренных рижскими православными храмами. Постепенно восстанавливаются купола собора. Почти полностью заменена жестяная кровля. Однако в отличие от первоначального варианта их покрытия, когда по требованию военных не было произведено внешнее золочение куполов (опасались, что золотые купола будут прекрасным ориентиром для корабельной артиллерии противника), принято решение придать им привычный для глаз православных византийский вид. Для этого красят луковки храма золотой финской краской, разработанной специально для покрытия церковных куполов.

    Кропотливая работа ведется по обновлению облицовки из желтого кирпича. Большая часть этого кирпича за 100 лет под воздействием дождя и мороза раскрошилась, часть пострадала во время войны, когда на башне находился наблюдательный пункт немецкой армии. Предстоит обновить и своеобразные декоративные элементы фасада. Необходимо проверить каждый кирпич, вместо поврежденных кладут новые, а если возможно, то реставрируют.

    Над куполами храма снова возвышаются ажурные кресты, центральный из которых с якорем в основании. Колокольня замечательная - кроме большого 4-тонного колокола (он остался со времен лютеранской церкви) есть тут и множество колоколов поменьше. Многие собраны с кораблей и даже подлодок - собор-то Морской.

    Восстановлен центральный алтарь с уникальными росписями, мраморной лестницей. 20 июля 1997 г. архиепископ Рижский и всея Латвии Александр, в сослужении Лиепайского и Рижского духовенства, совершил великое освящение центрального алтаря и всего храма.

    В Военном городке сейчас семь тысяч жителей и наибольшая концентрация безработных во всей Лиепае. Вся северная окраина города покрыта следами присутствия огромного количества войск, начиная от батарей конца XIX века и заканчивая ракетными дивизионами 90-х годов. Количество зданий и сооружений, военного имущества, брошенного здесь, не поддается учету. Именно сюда, в заброшенные, пустующие квартиры гарнизона, городские власти выселяют неплательщиков. В последнее время усиленно разрабатываются программы спасения - как людей, так и разрушающихся архитектурных памятников. Приход всячески помогает местным жителям. В приходской столовой, неподалеку от собора, кормят бесплатными обедами до 150 человек в день.

    Морской собор снова, как и задумывалось сто лет назад, стал духовным центром района. Он продолжает свое плавание - посреди современных построек, русский храм в самом сердце Латвии.

 



15.11.2012
Требуются романтики
16.11.2012
Любите Данилов, он - классный!

Опрос

Какие объекты в Данилове вы хотели бы благоустроить в первую очередь?
Сквер на Советской
Голосов: 3 (18%)
Советскую площадь
Голосов: 2 (12%)
Привокзальную площадь
Голосов: 10 (59%)
Преображенский пруд
Голосов: 2 (12%)

Вы не можете оставить свой голос, т.к. период голосования истек

Считаете ли вы себя честным человеком?
 Да. Не вру, не вступаю в сделки с совестью
 Не знаю. Иногда приходится обманывать
 Не знаю. Иногда поступаю нечестно, но потом раскаиваюсь
 Нет, я не честный человек, о чем жалею
 Я нечестный человек, и не расстраиваюсь

Календарь

Май
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Весь архив

Архив новостей

Наш топ

© 2007-2010 Общественно-политическая газета “Мой Данилов”, Ярославская область

  Создание сайта - 35info.ru